skip to Main Content

Protective campaign

How does the current raiding looks like?

What are the most common manifestations of raiding, what issues can cause troubles, what’s worth special attention?

How to protect your business from raiding (prevention and counterattack)?

What government bodies and how should be involved in the fight?

Read about all of this and even more in an interview with ESQUIRES’ partner Opanas Carline for Legal Practice newspaper.

 

What do you think are the reasons for the recent raiding actualization?

The change of government still leads to redistribution of markets and spheres of influence. Both initial seizures of enterprises  property and near-illegal returns of the previously selected are observed. In many respects, the intensification of these processes is facilitated by the unique conditions caused, oddly enough, by the consequences of progressive reforms. First of all, its related to reforms in the field of state registration and law enforcement agencies. The first led to the simplification and partial digitalization of registration processes, which created “convenience” not only for conscious copyright holders. It has also generated a quasi-judicial body – the Commission for the complaints proceeding in the field of state registration, whose activity clearly does not contribute to the establishment of the principle of legal certainty. The second reform significantly weakened the law enforcement bloc, by eliminating (I hope, temporarily) the principle of punishment inevitability. As a result, the raiders received additional tools and lost their fear of retaliation.

Do raiders’ work patterns differ in the 90s and at present?

Firstly, the focus of the attacks has shifted somehow. For example, now not only enterprises and buildings, but also land (including for agricultural purposes) and property rights to it are popular objects of gaining possession. Enterprises are of interest for raiders not only in connection with their property (land, buildings, means of production), but also in connection with the availability of right for claim, tax credit, and procedural status in an important process.

The raiders’ work schemes have also undergone changes, primarily due to changes in legislation and the implementation of the above-mentioned reforms.  Registrars, notaries, the Commission for the complaints procession in the field of state registration, police, courts frequently become conscious or unconscious “accomplices” of raiders.

The metamorphoses of state formulations about manifestations of raiding are also illustrative. If earlier the emphasis was on violating of the privatization rules  of state enterprises, then in 2014 the decree of the President of Ukraine “On Strengthening Counteraction against Raiding” refers to the forms of raiding: unlawful takeover and seizure of business entities, deprivation of ownership rights and, what is important, the usage of courts for raiding.

Yes, the “classic of the genre” is raiders’ usage of court decisions: deliberately unlawful (often delivered without calling the parties in one meeting with artificially falsified jurisdiction), not entered into legal force, fully or partially falsified (both in paper and in electronic form).

Another constant tendency is the falsification of documents: title documents, charter documents, protocols of general meetings of founders, and even letters. Falsified, expired or withdrawn powers of attorney are also actively used.

The raider schemes submitted to the public judgment repetedly provoked legislative changes. The procedural codes were corrected in terms of possible measures to ensure claims, corporate standards were improved.

The distinctive feature of Ukrainian reforms and legislative technology is the quick forgetting of the original reason of previously made changes. On the third, and sometimes already on the second cycle of changes, norms that were previously condemned as encouraging raiders can be returned.

There are plenty of examples. At first the establishment, and then the abolition of the principle of extraterritoriality in the field of state registration, were equally praised as “anti-raider” reforms. The transfer of state registration functions to utility companies accredited by the Ministry of Justice was aimed to support the fight against raiding and corruption. Paradoxically enough, but these  good goals have to be ensued by the selection of such powers from utilities, that is proposed by the Ministry of Justice . The Justice Ministry does not see any contradictions in this.

The current provisions of the Laws “On Limited and Additional Liability Companies” and “On State Registration of Legal Entities, Individuals-Entrepreneurs and Public Associations” relating to fixing the will of participants at general meetings deserve special attention.

The norms of these laws not only contain contradictions, but also allow you to make changes to the USR on the basis of documents that do not contain any signature of the participants. Such legislative gaps have been used by raiders more than once.

Summarizing modern realities, I would emphasize on a significant increase in the importance of   independent adoption of prevention measures and counteraction against raiding.

What are the indicators of business vulnerability to a raider attack?

Based on practical cases, the source of the danger of raiding are mainly: business partners, co-founders of companies (including minority or nominal), management (including the former), corporate structure and debt (creditors).

Among the «signals» of the possibility of the raider attack can be: litigations initiated by partners / competitors, criminal proceedings, corporate conflicts, increasing credit debt, inaccurate loan servicing.

What is included into the minimum package of preventive measures?

Preventive measures, ideally, should be integrated into all business processes: selection and verification of partners, management, personnel, verification of counterparties, control of assets and economic activities, etc.

It is advisable to start with the improvement of statutory documents and local acts. They can fill the gaps in the law, introduce the necessary restrictions and ways to control the managers. Restrictions of the executive body on the amounts and types of transactions should be recorded in the USR. It is also possible to include in the Charter the mandatory signing of the Minutes of the General Meeting of Participants by all participants present. Do not neglect the conclusion of an employment contract with the Director, approval of job descriptions, workflow policies (in particular, rules for document vising).

A separate tendency, that requires constant monitoring and improvement, is the technical, organizational and legal protection of data.

An extremely important aspect of protecting  business is the proper development and improvement of the ownership structure. On the one hand, it must be transparent and simple for cost minimization, to attract investors and international counterparties, as well as to simplify communication with banks (including domestic). On the other hand, the organization structure must perform the functions of business protecting, taxation optimizing.

The corporate structure have to be reasonable: provide the correctly selected foreign element, the engagment of investment funds, trusts. If possible, the risks should be segmented, the main functions should be divided between business entities (production, storage, trade, IP, logistics).

For some industries it is extremely important to have a well-organized process of review and improving of contracts. For example, agricultural business is dependent from “land bank,” which requires increased attention to the correct conclusion, execution and extension of land lease agreements, registration of property rights.

You can easily be deprived of a substantial land mass or get stuck in protracted litigations due to trivialities: the landlord’s rights, that are standardly outlined in the lease agreement, to terminate the contract ahead of schedule, or incorrectly prescribed conditions that enable to challenge the transaction.

Recently, property protection through controlled encumbrances (arrests, mortgages, prohibitions on registration actions) has become quite popular. Such measures are appropriate, taking into account the fact that it’s not exactly cure-all solution, meaning that the use of preventive measures does not exempt from the need for permanent monitoring of registries, including using the SMS Mayak service.

This is an approximate but not complete list of effective preventive measures. You should be aware that any measures do not able to protect  the business fully from a raider attack, however, well-implemented protective mechanisms will significantly reduce risks, complicate the invasion and give a lot of advantages in a potential fight.

What is role of lawyers in building a system of anti-raider protection and response?

As it was correctly mentioned, this issue has include a system of measures, but not only individual actions. At the core of this system formation have to be a correctly selected legal model, which implementation and maintenance also requires legal support.

As we see from the above list of preventive measures, the development and implementation of many of them is within the competence of lawyers practicing in the areas of corporate and business protection. A worthy response to a raider attack is also impossible without legal support with the correct use of the possibilities of registrars, the Commission for the processing of complaints in the field of state registration, the Council of the Business Ombudsman, law enforcement agencies, courts, etc.

What are the peculiarities and problems of cooperation with various bodies in the process of repelling a raider attack?

In my practice, the most effective (at least fast) way to cancel an illegal registration act was to apply directly to registrar who conducted it.

Sometimes, under the threat of liability, the registrars agree to “cancel” conducted actions themselves. Technically, they have such an opportunity. But in such case it is important not to fall into the trap, since the registrar does not entitled to cancel his registration act, he can only correct the misspelling.

In practice, there are cases when the Commission   for the processing of complaints in the Field of State Registration or the courts found it unlawful / canceled the actions / decisions of the registrar concerning canceling of their registration action / decision, “legitimizing” in such way the initial illegal registration action / decision.

The  Commission  for the processing of complaints in the field of state registration, unlike the courts, does not tend to unify the practice, and therefore it is extremely difficult to predict the results / terms of the consideration of the complaint. The conditions for applying to the Commission (except for formal ones) are violations  of the state registration procedure the registrar, in the absence of: a court dispute (decision) between the same parties, on the same subject, for the same reasons; a dispute regarding property; re-registration of property law. However, there is a practice of complaints сonsideration without observance these conditions. Also, there are quite paradoxical decisions, for example, a complaint filed by an improper subject is partially satisfied, etc.

Another “oddity” is that the decision on the results of the complaint consideration is formalized by order of the Deputy Minister of Justice, which does not outline the reasons for the decision. The Signatory of the Order is not a member of the Commission. The motives are indicated in the conclusion of the Commission, which is not sent to the complainant. He can be requested in a separate request. An outside observer can assume that such system was created with the aim of “eroding” the responsibility for making decisions on complaints and complicating further appeals.

An extremely important institution in the process of repelling a raider seizure is the Council of Business Ombudsman. Having predominantly consulting and advisory authority, the Council of the Business Ombudsman, however, forces the state bodies to fulfill their direct responsibilities. For example, there is nothing can’t be done without such an additional “motivator” in cooperation with law enforcement agencies. An important condition for cooperation with the Council of the Business Ombudsman is the maximum involvement of the applicant in the process: you must do everything possible to protect your rights and, if it does not work, apply to the Business Ombudsman.

It is a mistake to believe that a petition for committed criminal act will launch (as it is prescribed by law) an inevitable independent mechanism for the criminal prosecution of your oppressors. Most likely, you will have to apply to the Investigating Judge even for registration of criminal proceedings. However, the widespread passivity of law enforcement bodies does not mean that you should not apply to them. Criminal proceedings can be an important (but preferably not the only) tool in protecting the business, providing opportunities: legal pressure on opponents, alternative (sometimes more effective) evidence gathering (as well as to ensure law proceeding ), breaking into the premises, encumbrance of disputed property in order to ensure criminal proceedings.

How the legislative initiatives that are currently in parliament can improve the raiding situation?

The greatest expectations are laid on bill draft No. 8121 of 03/14/2018, that has passed in the first reading. The project offers additional dispositive rules to protect the rights of conscious owners and participants of business entities from raider attempts, for example, they will be able to make and register in the appropriate register a decision on mandatory notarization of transactions related to their property / corporate rights. Also, it is planned to exеtend the information of registries, the possibility to prolong automatically the terms of rent agreement in the register of property rights, the integration of state registries, provide the access to registrars.

What determines the effectiveness of raiding opposition in Ukraine, both in the context of individual cases, and globally?

The key to success in defeating a raider attack is a state of readiness (to take preventive measures beforehand), as well as to take in a die time proactive position of a “leader”(and do not walking behind)

skip to Main Content

Захисна кампанія

Рейдерство сьогодення, яке воно?

Якими є найбільш часті прояви рейдерства, звідки чекати біди, на що звернути увагу?

Як захистити бізнес від рейдерства (превенція та контратака)?

Які державні органи і як залучати до боротьби?

Про все це і багато іншого в інтерв’ю партнера ESQUIRES Опанаса Карліна для видання «Юридическая практика».

Стаття доступна російською мовою.

В чем, по вашему мнению, причины актуализации рейдерства в последнее время?

Смена власти все еще приводит к переделам рынков и сфер влияния. Наблюдаются как первичные захваты имущества предприятий, так и околозаконные возвраты ранее отобранного. Во многом интенсификации этих процессов способствуют уникальные условия, вызванные, как ни странно, последствиями прогрессивных реформ. В первую очередь – реформ в сфере государственной регистрации и правоохранительных органов. Первая привела к упрощению и частичной диджитализации регистрационных процессов, что создало «удобства» не только для добросовестных правообладателей. Также она породила квазисудебный орган – Комиссию по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации, деятельность которой явно не способствует установлению принципа правовой определенности. Вторая – существенно ослабила правоохранительный блок, нивелировав (надеюсь, временно) принцип неотвратимости наказания. Как следствие – рейдеры получили дополнительный инструментарий и лишились страха возмездия.

Отличаются ли схемы «работы» рейдеров в 90-е и настоящее время?

Во-первых, несколько сместилась направленность посягательств. Например, сейчас популярными объектами завладения являются не только предприятия и здания, но и земля (в т.ч. сельскохозяйственного назначения) и имущественные права на нее. Предприятия представляют интерес для рейдеров не только в связи с имеющимся у них имуществом (земля, здания, средства производства), но и в связи с наличием права требования, налогового кредита, процессуального статуса в важном процессе.

Претерпели изменения и схемы «работы» рейдеров, в первую очередь, по причине изменения законодательства и внедрения вышеописанных реформ. Осознанными или неосознанными «соучастниками» рейдеров зачастую являются регистраторы, нотариусы, Комиссия по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации, полиция, суды.

Показательными являются даже метаморфозы государственных формулировок проявлений рейдерства. Если раньше акцент был на нарушении правил приватизации государственных предприятий, то уже в 2014 году указ Президента Украины “Об усилении противодействия рейдерству” к формам рейдерства относит: противоправное поглощение и захват субъектов хозяйствования, лишение права собственности и, что важно, использование судов для рейдерства.

Да, «классикой жанра» остается использование рейдерами судебных решений: заведомо неправосудных (часто вынесенных без вызова сторон в одно заседание с искусственно подтасованной подсудностью), не вступивших в законною силу, полностью или частично подделанных (причем, как в бумажном, так и в электронном виде).

Еще одной константой остается подделка документов: правоустанавливающих, уставных, протоколов общих собраний учредителей, и даже писем. В ход активно идут также поддельные, просроченные или отозванные доверенности.

Выносимые на суд общественности рейдерские схемы не раз провоцировали законодательные изменения. Корректировались процессуальные кодексы с точки зрения возможных мер обеспечения исков, совершенствовались корпоративные нормы.

Особенностью украинских реформ и законодательной техники является скорое забвение первопричин ранее внесенных изменений. На третьем, а иногда уже и на втором цикле изменений могут быть возвращены нормы, ранее порицаемые, как потворствующие рейдерам.

Примеров тому масса. Сперва введение, а потом – отмена принципа экстерриториальности в сфере государственной регистрации равно восхвалялись, как «антирейдерские» реформы. Борьбе с рейдерством и коррупцией должна была способствовать передача функций государственной регистрации коммунальным предприятиям, аккредитованным Минюстом. Как ни парадоксально, но этим же благим целям должно послужить активно предлагаемое сегодня Минюстом отобрание таких полномочий у коммунальных предприятий. Минюст не усматривает в этом никаких противоречий.

Отдельного внимания заслуживают действующие положения Законов «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» и «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» в части фиксации волеизъявления участников на общих собраниях. Нормы этих законов не только содержат противоречия, но и позволяют внести в ЕГР изменения на основании документов, не содержащих ни одной подписи участников. Такие законодательные пробелы не раз использовались рейдерами.

Обобщая современные реалии, я бы выделил существенное повышение важности именно самостоятельного принятия мер превенции и противодействия рейдерству.

Какие есть индикаторы уязвимости бизнеса к рейдерской атаке?

Исходя из практических кейсов, источником опасности рейдерства являются преимущественно: бизнес-партнеры, соучредители компаний (в т.ч. миноритарные или номинальные), менеджмент (в т.ч. бывший), корпоративная структура и задолженность (кредиторы).

«Звоночками» о возможности рейдерской атаки могут быть: инициированные партнерами/конкурентами судебные споры, уголовные производства, корпоративные конфликты, раздуваемая кредиторская задолженность, неаккуратное обслуживание кредитов.

Что входит в минимальный пакет превентивных мер?

Превентивные меры, в идеале, должны быть интегрированы во все бизнес-процессы: подбор и проверку партнеров, менеджмента, персонала, проверку контрагентов, контроль активов и хозяйственной деятельности и т.д.

Начинать целесообразно с усовершенствования уставных документов и локальных актов. В них можно восполнить недостатки законодательства, предусмотреть необходимые ограничения и способы контроля менеджеров. Ограничения исполнительного органа по суммам и типам сделок надлежит внести в ЕГР. Также возможно закрепить в уставе обязательное подписание протокола общего собрания участников всеми присутствующими участниками. Не следует пренебрегать и заключением трудового контракта с директором, утверждением должностных инструкций, политики документооборота (в частности, правил визирования документов).

Отдельным направлением, однозначно требующим постоянного контроля и усовершенствования, является техническая, организационная и юридическая защита данных.

Чрезвычайно важным аспектом защиты бизнеса является правильное построение и улучшение структуры собственности. С одной стороны, она должна быть прозрачной и простой для минимизации затрат, привлекательности для инвесторов и международных контрагентов, а также для упрощения коммуникации с банками (в т.ч. и отечественными). С другой стороны, организационная структура должна выполнять функции защиты бизнеса, оптимизации налогообложения.

Корпоративная структура должна быть разумно обоснованной: предусматривать правильно подобранный иностранный элемент, использование инвестфондов, трастов. По возможности следует сегментировать риски, разделять основные функции между субъектами хозяйствования (производство, хранение, торговля, IP, логистика).

Для некоторых индустрий чрезвычайно важным является правильно налаженный процесс проверки и совершенствования договоров. Например, аграрный бизнес зависим от «земельного банка», что требует повышенного внимания к правильному заключению, исполнению и продлению договоров аренды земли, регистрации вещных прав. Можно легко лишиться существенного земельного массива или застрять в затяжных тяжбах из-за банальщины: стандартно прописанного в договоре аренды права арендодателя досрочно расторгнуть договор, или некорректно прописанных условий, дающих возможность оспорить сделку.

Довольно популярной в последнее время стала защита имущества, посредством контролируемых обременений (аресты, ипотеки, запреты на проведение регистрационных действий). Такие меры уместны, но с оглядкой на то, что это далеко не панацея, то есть, использование предохранительных мер не освобождает от необходимости перманентного мониторинга реестров, в т.ч. с помощью сервиса SMS Маяк.

Это приблизительный, но далеко не полный перечень эффективных превентивных мер. Следует отдавать себе отчет, что любые меры не способны на 100% уберечь бизнес от рейдерской атаки, однако, качественно внедренные защитные механизмы существенно снизят риски, усложнят вторжение и дадут массу преимуществ в потенциальной борьбе.

Какая роль юристов в построении системы антирейдерской защиты и реагирования?

Правильно подмечено, что речь должна идти именно о системе мер, а не отдельных действиях. В основе построения этой системы должна быть правильно подобранная юридическая модель, внедрение и поддержание которой также нуждается в юридическом сопровождении. Как видно из вышеприведенного перечня превентивных мер, разработка и внедрение многих из них относится к компетенции юристов, практикующих в сферах corporate и business protection. Достойное реагирование на рейдерскую атаку также невозможно без юридического сопровождения с правильным использованием возможностей регистраторов, Комиссии по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации, Совета бизнес-омбудсмена, правоохранительных органов, судов и т.д.

В чем заключаются особенности и проблемы сотрудничества с различными органами в процессе отражения рейдерской атаки?

В моей практике самым эффективным (как минимум, быстрым) способом отмены незаконного регистрационного действия было обращение непосредственно к регистратору, его проведшему. Иногда, под страхом ответственности регистраторы соглашаются самостоятельно «отменить» проведенные ими действия. Технически они имеют такую возможность. Но здесь важно не попасть в ловушку, поскольку полномочий на отмену своего регистрационного действия у регистратора нет, он может лишь исправить описку. Практике известны случаи, когда Комиссия по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации или суды признавали неправомерными/отменяли действия/решения регистратора именно по отмене своего регистрационного действия/решения, «узаконивая» таким образом первичное неправомерное регистрационное действие/решение.

Комиссия по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации, в отличие от судов, не стремится к унификации практики, в связи с чем спрогнозировать результаты/сроки рассмотрения жалобы крайне сложно. Условиями обращения в Комиссию (кроме формальных) являются нарушения регистратором порядка государственной регистрации, при отсутствии: судебного спора (решение) между теми же сторонами, по тому же предмету, по тем же причинам; спора в отношении имущества; повторной перерегистрации вещного права. Однако, есть практика рассмотрения жалоб и без соблюдения этих условий. Также, встречаются и совсем парадоксальные решения, например, жалоба, поданная ненадлежащим субъектом, удовлетворяется частично и т.д.

Еще одна «странность» заключается в том, что решение по результатам рассмотрения жалобы оформляется приказом замминистра юстиции, в котором не указываются мотивы принятия решения. Подписант приказа не является членом комиссии. Мотивы указываются в заключении Комиссии, которое не отправляется заявителю жалобы. Его можно истребовать отдельным запросом. Стороннему наблюдателю может показаться, что такая система создана с целью «размыть» ответственность за принятие решений по жалобам и усложнить дальнейшее обжалование.

Крайне важной институцией в процессе отражения рейдерского захвата является Совет бизнес-омбудсмена. Имея преимущественно консультационные и рекомендательные полномочия, Совет бизнес-омбудсмена, тем не менее, заставляет государственные органы выполнять свои прямые обязанности. Без такого дополнительного «мотиватора», например, никак не обойтись во взаимодействии, с правоохранительными органами. Важным условием сотрудничества с Советом бизнес-омбудсмена является максимальная вовлеченность в процесс заявителя: необходимо сделать все возможное для защиты своих прав и, если это не сработало – обращаться к Бизнес-омбудсмену.

Ошибочно полагать, что обращение с заявлением о совершенном уголовном правонарушении запустит (как это прописано в законе) неотвратимый самостоятельный механизм уголовного преследования ваших притеснителей. Скорее всего даже для регистрации уголовного производства придётся прибегнуть к обращению к следственному судье. Однако, повсеместная пассивность правоохранителей не означает, что и обращаться к ним не стоит. Уголовное производство может быть важным (главное, чтобы не единственным) инструментом в защите бизнеса, предоставляя возможности: законного давления на оппонентов, альтернативного (иногда более эффективного) сбора доказательств (в т.ч. для обеспечения судебных процессов), проникновения в помещения, обременения спорного имущества в порядке обеспечения уголовного производства.

Насколько законодательные инициативы, которые сейчас находятся в парламенте, способны улучшить ситуацию с рейдерством?

Наибольшие надежды возлагаются на законопроект № 8121 от 14.03.2018, принятый пока только в первом чтении. Проект предлагает дополнительные диспозитивные нормы для защиты прав добросовестных собственников и участников хозяйственных обществ от рейдерских покушений, например, они смогут принять и зарегистрировать в соответствующем реестре решение об обязательном нотариальном удостоверении сделок, связанных с их имуществом/корпоративными правами. Также, планируется расширение сведений реестров, возможность автоматической пролонгации сроков договоров аренды в реестре вещных прав, интеграция государственных реестров, предоставление доступа к ним регистраторам.

От сего зависит эффективность противодействия рейдерству в Украине, как в разрезе отдельных кейсов, так и глобально?

Залогом успеха в отражении рейдерской атаки является состояние готовности (заблаговременное принятие превентивных мер), а также своевременное занятие проактивной позиции «ведущего» (а не «догоняющего»).

Стаття доступна у форматі pdf: Юридическая практика – Защитная кампания

Джерело: https://pravo.ua/articles/zashhitnaja-kampanija/