Карантин в Украине: как государство сможет усложнить работу аграриям

Карантин в Украине: как государство сможет усложнить работу аграриям 150 150 Esquires

Дальнейшие ограничения, направленные на то, чтобы предотвратить распространение на территории Украины коронавируса COVID-19, создают риск введения дополнительных мер, которые усложнят работу производителей сельскохозяйственной продукции.

Такое мнение в комментарии 24 каналу высказал юрист юридической компании Esquires Виктор Залетин.

Пока запрещена работа лишь на тех предприятиях и организациях, деятельность которых предусматривает прием посетителей: общественного питания (ресторанов, кафе), торгово-развлекательных центров, других заведений развлекательной деятельности, фитнес-центров, заведений культуры, торгового и бытового обслуживания населения. Деятельность АПК не прекращена, чтобы избежать продовольственного кризиса.

Вместе с тем, по словам юриста, введение чрезвычайной ситуации – лишь предпосылка для введения дальнейших ограничений в связи с карантином. Некоторые из них могут касаться украинского АПК. Поэтому существует риск введения дополнительных мер, что затруднит работу производителей сельскохозяйственной продукции.

Законодательство, по словам Залетина, предусматривает введение следующих мер в зависимости от обстоятельств, которые могут возникнуть.

1. Согласно статье 37 Кодекса гражданской безопасности Украины биологическая защита населения, животных и растений включает:

  • своевременное выявление факторов и очага биологического заражения, его локализацию и ликвидацию;
  • прогнозирование масштабов и последствий биологического заражения, разработки и внедрения своевременных мер;
  • ограничительные противоэпидемические мероприятия, обсервации и карантин;
  • дезинфекционные мероприятия в очаге заражения, обеззараживания субъектов хозяйствования, животных и санитарной обработки населения;
  • другие меры биологической защиты в зависимости от сложившейся ситуации.

Биологическая защита населения, животных и растений дополнительно включает установление противоэпидемического, противоэпизоотического и протиепифитотичного режимов и их соблюдение субъектами хозяйствования.

2. Положение о функциональной подсистеме защиты сельскохозяйственных животных и растений единой государственной системы предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера указывает, что в зависимости от масштабов и особенностей чрезвычайной ситуации, которая прогнозируется или возникла уполномоченные органы могут устанавливать один из следующих режимов:

  • режим повышенной готовности – при существенном ухудшении производственно-промышленного, химического, биологического (бактериологического), состояния;
  • режим действия чрезвычайной ситуации – при реальной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и реагировании на них;
  • режим ддействия чрезвычайного положения вводится в Украине или на отдельных территориях в порядке, определенном Конституцией и Законом «О чрезвычайном положении».

3. Также в связи с карантином могут усилиться меры, предусмотренные статьей 7 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения». В частности – лабораторные исследования с безвозмездным изъятием образцов, принудительное отстранении от работы инфицированных работников или работников, которые контактировали с инфицированными.

4. Отдельные нормы касающиеся животных и производителей животной продукции. Закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней» указывает, что защита населения от инфекционных болезней, общих для животных и людей (зооантропонозных инфекций), обеспечивается проведением ветеринарно-санитарных, противоэпизоотических, профилактических и противоэпидемических мероприятий при уходе за животными, производства, переработки и реализации продукции животноводства, соблюдением всеми хозяйствующими субъектами требований ветеринарных, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, а также контролем местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления за их соблюдением.

Юридические лица, независимо от форм собственности, обеспечивают проведение профилактических дезинфекционных мероприятий в жилых, производственных и других помещениях и на земельных участках, которые им принадлежат. Также могут проводить профилактические медицинские осмотры.

Закон также обязывает проводить дезинфекционные мероприятия в местах, где находились инфицированные лица.

Если подтвердится риск переноса вируса животными, по закону «О ветеринарной медицине» введут такие меры:

  • проведение исследований и изоляция инфицированных животных;
  • изоляция больных животных и закрытие мощностей (объектов), где обнаружено присутствие болезни;
  • запрет или ограничение перемещения животных;
  • запрет перемещения за пределы инфицированных мощностей (объектов) любых товаров, средств ухода за животными, сопутствующих объектов и навоза;
  • убой животных;
  • изъятие и безопасное уничтожение туш животных, погибших или убитых, и других товаров или навоза в случае невозможности их обезвреживания обычными методами очистки и дезинфекции;
  • осуществление специальных ветеринарно-санитарных мероприятий в инфицированной, буферной зонах и зоне наблюдения;
  • запрет организации ярмарок, рынков, выставок, аукционов, публичных или иных мероприятий с привлечением животных, а также функционирования площадок для торговли животными;
  • запрет или ограничение осуществления случки животных;
  • вакцинация, клинические обследования и лечение животных;
  • ограничения перемещения лиц, которые были в контакте с инфицированными животными и животными, относительно которых есть подозрение, что они инфицированы, или с другими товарами или навозом от инфицированных животных;
  • закрытие и блокировка подходов к инфицированным зонам;
  • дезинфекция, дератизация, дезинсекция животноводческих помещений, загонов для скота, дворов, пастбищ, мест водопоя и других мест, где содержатся инфицированные животные или животные, в отношении которых есть подозрение, что они инфицированы, а также сопутствующих объектов, находившихся в контакте с ними.

5. Не обойдут риск введения дополнительных мер в связи с карантином и производители растительной продукции. В частности, согласно Закону «О карантине растений» производителей могут обязать:

  • предоставлять государственным фитосанитарным инспекторам в определенных законом случаях беспрепятственно доступ к объектам регулирования на любой стадии производства, переработки или обращения для проведения инспектирования, проверки документации и отбора образцов от объектов регулирования для признания их фитосанитарного состояния;
  • способствовать проведению карантинных мероприятий в карантинных и прилегающих к ним зонах в случае выявления карантинных организмов.

Перечень регулируемых вредных организмов не содержит коронавирус, поэтому пока оснований усиленных проверок растительной продукции пока нет.

6. Согласно положению о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре стоит ждать посещения должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы Минздрава.

Производители сельскохозяйственной продукции не могут повлиять на возможные варианты распространения и мутаций вируса, а также на решения правительства. Однако, для минимизации негативного влияния карантина на производство:

  • Превентивно обеспечивать безопасность работников и производства;
  • Максимально пользоваться предоставленными государством льготами;
  • Инициировать уменьшение размера арендной платы за землю или производственные помещения;
  • Продумать маркетинговые мероприятия для увеличения объемов реализации продукции;
  • По возможности перепрофилировать производство под актуальные потребности населения.

 

Що нового?

Підписуйся і будь в курсі наших останніх новин

(Обязательно)