Выйти за пределы: к каким проблемам для госорганов может привести новое районирование

Выйти за пределы: к каким проблемам для госорганов может привести новое районирование 150 150 Esquires

И чего ожидать бизнесу от очередной территориальной реформы

Верховная Рада 17 июля приняла постановление «Об образовании и ликвидации районов» №3650, которым более чем втрое сократила их количество. Ликвидируются имеющиеся 490 районов и создаются 136 новых.

Как эта реформа изменит полномочия государственных органов и как может повлиять на деятельность бизнеса, рассказал Mind юрист юридической компании ESQUIRES Виктор Залетин.

 

На первый взгляд сугубо территориальная реформа кардинально изменит подходы к территориальным полномочиям государственных органов и не только. Это может осложнить как функционирование бизнеса, так и жизнь рядовых украинцев.

Пункт 6 постановления обязывает Кабинет Министров Украины и другие органы исполнительной власти привести собственные нормативно-правовые акты в соответствие с данным постановлением. То есть в законы Украины (как такие, что принимаются исключительно Верховной Радой) нужно вносить изменения отдельно, что пока не инициировалось.
Отметим тот факт, что закон имеет высшую силу по отношению к постановлению (даже постановлению Верховной Рады), поэтому без внесения изменений в законы постановление действовать не будет.

Если же 17 октября 2020 года (именно три месяца с даты принятия постановления предоставлено органам исполнительной власти для внесения изменения в свои нормативно-правовые акты) никаких изменений не внесут – можем получить настоящий административный коллапс.

Отдельно остановимся на том, какие риски можно спрогнозировать.

Судебная система

Основной источник регулирования: Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей».

Кто может вносить изменения: Верховная Рада Украины.

В соответствии со ст. 125 Конституции судоустройство в Украине строится по принципам территориальности и специализации и определяется законом «О судоустройстве и статусе судей».

Согласно ст. 21 этого закона, местными общими судами являются окружные суды, которые образуются в одном или нескольких районах или районах в городах, или в городе, или в районе (районах) и городе (городах). Поскольку районы становятся большими – сотни местных судов будут ликвидированы, поскольку два суда на один район законом не предусмотрено.

В связи с этим законодателю следует решить ряд вопросов:

  • нормативное оформление ликвидации судов и перевод судей или их увольнение;
  • определение судов-правопреемников;
  • решение судьбы процессуальных документов, которые подавались в суды, которые будут ликвидированы;
  • обеспечение новых и увеличенных районных судов помещениями и персоналом и тому подобное.

Также судоустройстве может оставаться в том же состоянии, что и сейчас. Можем спрогнозировать два неутешительных варианты:

  • суды перестраивают под новое районирование без надлежащего законодательного сопровождения – и защитить свои права станет слишком сложно;
  • судоустройстве не меняется – и в отдельных делах этим начинают злоупотреблять, параллельно постановление об образовании и ликвидации районов признается неконституционной и реформа отменяется.

Нотариат

Основной источник регулирования: Закон України «Про нотаріат».

Кто может вносить изменения: Верховная Рада Украины.

Согласно ст. 13-1 Закона Украины «О нотариате», нотариальные округа определяются в соответствии с административно-территориальным устройством Украины.

Профильного закона сейчас нет, а ст. 133 Конституции к системе административно-территориального устройства относит АР Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и деревни.

Традиционно нотариальным округом выбирается район или город с районным делением (хотя с 2013 года для таких ограничений нет правовых оснований, однако это тема для другой публикации).

Та же статья закона отмечает, что в случае изменения административно-территориального деления Украины, в результате которого расположение рабочего места (конторы) частного нотариуса вошло в другой нотариальный округ, нотариальная деятельность соответствующих нотариусов должна быть зарегистрирована в этом нотариальном округе.

То есть еще до принятия постановления территория деятельности нотариусов была под вопросом, теперь же совершенно непонятно, к какому нотариусу можно обращаться, чтобы потом сделка не была признана недействительной, и как часто нотариусы будут отказывать в совершении нотариальных действий на этом основании.

Государственная исполнительная служба

Основной источник регулирования: Закон Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов».

Кто может вносить изменения: Министерство юстиции Украины.

Согласно ст. 6 Закона Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» систему органов принудительного исполнения решений составляют:

1) Министерство юстиции Украины;
2) органы государственной исполнительной службы, образованные Министерством юстиции Украины в установленном законодательством порядке.

То есть, если Минюст не внесет изменения в собственные нормативно-правовые акты, касающиеся системы органов государственной исполнительной службы (кстати, как государственных нотариальных контор), у взыскателей возникнут сложности в связи с выбором уполномоченного органа государственной исполнительной службы для открытия исполнительного производства.

Органы Госгеокадастра

Основной источник регулирования: постановление Кабинета Министров Украины «Об образовании территориальных органов Государственной службы по вопросам геодезии, картографии и кадастра».

Кто может вносить изменения: Кабинет Министров Украины.

Перечень территориальных органов Госгеокадастра, которые образуются (приложение 1 к вышеупомянутому постановлению Кабмина), указывает на то, что органы Госгеокадастра образуются в соответствии с районным делением Украины. Если Кабмин не внесет изменения в эту систему – могут возникнуть сложности с реализацией землевладельцами своих прав.

Налоговые органы

Основной источник регулирования: Положение о Государственной налоговой службе Украины.

Кто может вносить изменения: министр финансов Украины.

В подпункте 15 п. 11 Положения о Государственной налоговой службе Украины указано, что последняя вносит министру финансов предложения о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов ГНС.

То есть переформирование налоговых органов требует сотрудничества ГНС, Минфина и Кабмина, требует значительных затрат времени. В то же время организация органов ГНС не полностью совпадает с районным делением: структура обособленных подразделений органов ГНС (то есть районного уровня) утверждена приказом еще Государственной фискальной службы Украины 12.07.2018 № 445.

На самом деле перечень органов, требующих реформирования, гораздо длиннее. Однако даже на этих примерах можно убедиться в серьезности и масштабности потенциальной проблемы.

Так что с принятием постановления Верховная Рада добавила работы себе и исполнительным органам власти. Будем надеяться, что еще до принятия постановления была определена дальнейшая судьба упомянутых государственных органов и уполномоченных лиц в аспекте границ их полномочий.

Иначе успеть привести законодательство в соответствие не хватит времени, и удачная реформа превратится в палку в колесах Украины.

Що нового?

Підписуйся і будь в курсі наших останніх новин

(Обязательно)